31 июля 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

1. Пунктом 2 статьи 1 закона в пункт 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) вносится изменение, предусматривающее исключение из состава полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности полномочие по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 22 статьи 1 закона часть 3.4 статьи 49 Кодекса дополняется пунктом 6, согласно которому государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объектов строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации).

Данные изменения, в совокупности с изменениями в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Кодекса предусматривают отнесение организации и проведения экспертизы проектной документации объектов, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации (за исключением объектов, экспертиза проектной документации которых отнесена к полномочиям Российской Федерации по иным основаниям, в том числе особо опасных, технически сложных и уникальных объектов) к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации.

Также необходимо обратить внимание на то, что согласно части 1.1 статьи 4.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» застройщик вправе направить в орган исполнительной власти города Москвы (подведомственное ему учреждение) или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение таких государственных экспертиз (ФАУ «Главгосэкспертиза России») проектную документацию объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, одним из которых является город Москва, включая осуществляемую на территории города Москвы реконструкцию такого объекта, и государственная экспертиза проектной документации которого не отнесена к полномочиям Российской Федерации по иным основаниям, установленным законодательством о градостроительной деятельности, а также результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации такого объекта.

Следовательно, в случае, когда одним из субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется строительство (реконструкция) объекта, является город Москва, заявитель может выбирать для проведения государственной экспертизы соответствующей проектной документации либо уполномоченное учреждение города Москвы, либо ФАУ «Главгосэкспертиза России».

2. Согласно пункту 3 статьи 1 закона в часть 2 статьи 8.3 Кодекса вносятся изменения, направленные на исключение обязательной проверки достоверности определения сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — проверка сметной стоимости), не превышающей 10 миллионов рублей.

Федеральным законом (пункт 3 статьи 1) в часть 2 статьи 8.3 Кодекса внесены изменения, направленные на исключение обязательной проверки сметной стоимости строительства, не превышающей 10 миллионов рублей (первое предложение части 2 статьи 8.3 Кодекса).

Однако, в случае, если это предусмотрено договором, проверка сметной стоимости может быть проведена и в отношении проектной документации объекта, стоимость которого не превышает 10 миллионов рублей.

3. Пунктом 3 статьи 11 закона норма о проведении проверки на предмет непревышения сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства в установленных Правительством случаях исключается из части 2 статьи 8.3 Кодекса.

Таким образом, из предмета проверки сметной стоимости исключено установление непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства, а также необходимость отражения соответствующих выводов по результатам такой проверки в заключении государственной экспертизы.

С целью реализации всех указанных положений закона необходимо внести корреспондирующие изменения в подзаконные акты, регулирующие данные правоотношения, в том числе в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», а также в Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 341/пр.